Книжные итоги 2016

Приближается конец года, а это значит, что пора подводить итоги. В том числе и книжные. В начале этого годна я составил список литературы , которую собирался прочесть за год.  Но как и ожидалось, весь список я так и не осилил. За весь год я прочел 15 книжек,  что несколько больше, чем за последние 3 года. Впрочем, одна из причин такой продуктивности кроется в дочитывании ранее начатых, но заброшенных книг.

 «A Memory of Light»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон

Заключительный 15-й том эпической фентезийной саги про Темного Властелина, пророчество и феменизм.

Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания. Так с последней страницей тома закончилась для меня эпоха "Колесо времени". Больше 10 лет назад я впервые взял в руки первый том «Око Мира»  и всего за год осилил 9 толстенных томов. Потом началось длительное и невыносимое ожидание продолжений.  («Нож Снов» например пришлось ждать ажно 4 года!).  За это время я успел окончить универ,  завести новых друзей, найти работу, посетить заграницы, найти любовь всей жизни и купить квартиру. Да что там, за это время сам Джордан отправился в страну вечной охоты и продолжения вместо него дописывал другой чувак.

И вот последний том наконец-то опубликован и переведен. В истории поставлена точка.
Каким же вышел этот финал? А вышел он вполне логичным и достойным. Всё именно так и должно было решиться. Смущает лишь некая скомканность и заброшенность некоторых сюжетных линий. Растянуть бы этот том еще на 3, один из которых полностью посвятить эпилогу, а то выглядит будто история оставлена на полуслове и таки не понятно — к чему привела эта многолетняя война. Но по большому счету я остался доволен финалом.
10 из 10

 «Бригады призраков»

Джон Скальци

Типичный фантастический боевичек про космодесант и бесконечную войну с инопланетянами.

Первую книгу о войне стариков я прочитал когда искал что-то похожее на "Звездный десант" и она мне пришлась очень по нраву. Однако же вторую часть я долгое время читать не спешил. И вот наконец добрался до нее. Вполне себе неплохой экшон с космодесантниками и злобными алиенами. Читается быстро, легко и с удовольствием. Впрочем это не только плюс, но и минус книги. Все прочитанное пролетает не оставляя после себя никаких эмоций. Нет глубины, психологизма и серьезных идей,  нет и закрученного сюжета. Все предельно просто, поверхностно и схематично. Будто не книгу читаешь, а комикс.
В целом, это идеальная книга из разряда «прочитал и забыл» для убийства свободного времени или для отдыха между прочтением более серьезных вещей.
7 из 10

Чёрная орхидея»

Джеймс Эллрой «

Типичный полицейский процедурал с налетом нуара.

Давно хотел почитать книжку напоминающую полюбившуюся мне игру L.A. Noire. И вот попалась мне этот роман. Хотя какой-то особой нуаровской депрессивности и тревожности книга не несет. Да, почти все герои не отличаются положительными качествами, да присутствуют роковые женщины и куча секса, да насилия тут в избытке, но все это как-то не вгоняет в тоску и ничуть не пугает.
Зато описания полицейских будней тут в достатке. Самое то, чтобы окунуться в атмосферу полицейского участка Лос Анджелеса конца 40-х. К сожалению, полицейское расследование временами разбавляется разного рода бытовухой и личными отношениями. Некоторые второстепенные линии кажутся откровенно лишними и лишь тормозят развитие действия. Эти провисания сюжета вкупе с топтанием на месте, пожалуй являются единственным серьезным минусом книги.
8 из 10

«Жизнь взаймы»

Эрих Мария Ремарк

Любовный роман о взаимоотношениях гонщика и туберкулезницы, а также рассуждениях на тему жизни и смерти.

«Жизнь взаймы» — вторая прочтенная мной книга Ремарка после «На западном фронте без перемен», который мне весьма понравился.  Так что и ожидания от этой книги, тем более что там затрагивалась близкая мне тема гонок, были высокими. Но, к сожалению, они не оправдались. Роман нагнал на меня жуткую тоску и не потому что он грустный, а потому что он невероятно скучный. Сюжет отсутствует в принципе, вместо него просто набор событий в перерывах между которыми герои пьют шато лаффит и едят устриц. Зато в большом числе присутствуют псевдофилософские размышления о жизни и смерти.
Характеры героев прописаны слабо, переживать им никак не получается. Вообще в этом романе ничего не цепляет, даже соплежуйская драма ради драмы. А в финале испытываешь лишь чувство облегчения — наконец-то это все закончилось.
6 из 10

«Сезон гроз»

Анджей Сапковский 

Приквел фентезийного героического цикла о ведьмаке Геральте.

Вполне хороший добротный роман, хотя он будет послабее предыдущих частей саги, но вполне может дать фору большинству современных представителей жанра. К тому же все, чем полюбились романы о Геральте тут на месте: политические интриги, любовные перипетия, грубоватый юмор, кровавый экшен, ну и конечно уничтожение чудовищ. Причем акцент на выведении монстров сделан куда сильнее, чем в прошлых книгах, что и хорошо, в конце концов это книга об убийце чудищ.
Из минусов можно назвать разве что некую неровность повествования, раздробленность сюжета. Как будто изначально роман состоял из нескольких рассказов, которые с разной степенью удачности сшили друг с другом.
В целом же вышла довольно легкая летняя книга, которую будет очень приятно почитать на отдыхе.
8 из 10

«Остров Отчаяния»
«Военная фортуна»
«Помощник хирурга»

Патрик О'Брайан 

Военно-исторические романы о приключениях капитана королевского флота Джека Обри.

К приключениям Джека Обри я дышу неровно еще со времен фильма "Хозяин Морей" с Расселом Кроу. Примерно в то же время я и купил еще аналоговую книжку "На краю земли". Но вот незадача, она оказалась лишь 10-й в серии и я стал ждать пока выпустят первые тома, а как только они вышли немедля прочел их. Все книги мне весьма понравились, даже несмотря на обилие морской терминологии вида: "Сначала медленно, затем все быстрее, под туго обрасопленными передними парусами, наполненными ветром, «Софи» ложилась на новый галс. Теперь ветер дул с траверза правого борта, спустя несколько минут она шла в фордевинд, а в следующую минуту легла на курс, идя в бакштаг с ветром три румба с правой раковины". Причем наибольшее удовольствие приносят не столько морские приключения, сколько неподражаемый ироничный стиль повествования с тонким английским юмором.
За этот год я осилил ажно 3 романа, сюжет которых, впрочем, не особо сильно отличается друг от друга: морские сражения, кораблекрушения, политические интриги, шпионские игры и тому подобное. Именно за эту однообразность и понизил итоговый балл каждой.
7 из 10

«Чужой»

Алан Дин Фостер 

Сурвайвал хоррор в космосе, где никто не услышит твой крик.

Типичная новеллизация переносящая события фильма на бумагу. В общем-то это и есть главный недостаток книги.  Нам рассказывают абсолютно о тех же событиях, что были в фильме — ни больше, ни меньше (разве что сцены из режиссерской версии фильма в книге есть по умолчанию). Ничего нового нет, каких-то дополнительных фактов из жизни персонажей или более глубокого раскрытия их характеров тоже нет. Просто изложение человека посмотревшего кино. Разве что диалоги местами расширены, с целью пояснить некоторые не очевидные вещи (например, почему чужого нельзя просто так взять и пристрелить из пистолета) или же объяснить откровенные ляпы фильма (причем, эти объяснения зачастую притянуты за уши). А самое главное — при переносе действа на бумагу совершенно исчезла атмосфера и весь тот саспенс, которым оригинальный фильм и славится.
В целом, роман конечно же написан хорошо, но ничего нового я от него не получил.
7 из 10

«Гиперион»

Дэн Симмонс 

Философский софтовый сайфай полный СПГС и ХГМ.

По сути этот роман — сборник рассказов разных людей так или иначе связанных с загадочной планетой Гиперион, на которую они прибыли все вместе. Истории все увлекательные и динамичные, а персонажи живые и интересные, хотя некоторые из героев обладают несколько шаблонным характером. Что характерно, все эти эти рассказы являются предысторией главного сюжета, которого в книге почти и нет, да и заканчивается она по сути ничем (финал даже не открытый, он вообще отсутствует!), тем самым намекая, что нужно теперь читать вторую часть - "Падение Гипериона".
Впрочем, это скорее особенности книги, но не ее недостатки. К недостаткам я бы отнес излишнюю зацикленность на личности и творчестве Китса. Возводить в ранг абсолюта любимого пусть даже хорошего и известного в мире поэта, на мой взгляд, перебор. Да и почему именно Китс? А не Мильтон, Шекспир, Фрост, Уитман, Йейтс или Бернс? Почему именно англоязычный поэт, а не Бодлер, Гёте, Данте или Пушкин? Ответы на эти вопросы книга не дает. Кроме ненужного акцента на поэзии без которого книга не стала бы хуже, роман еще и перегружен излишней христианской тематикой, которая какгбэ должна что-то символизировать, но по факту это символизм ради символизма, никаких дополнительных смыслов она не открывает, как-то более полно сюжет не раскрывает, короче просто ненужная пафосная бутафория.
Книга обладает прекрасным стилем, однако, временами несколько раздражает нарочитая футуристичность повествования — все современные нам персоналии или устройства обзываются древними. Древний поэт, древний актер, древний видеомонитор и т.д. Но ведь мы же сейчас не говорим «древний поэт Чосер», «древний философ Платон» или «древняя галера», мы говорим просто Чосер, Платон и галера без подчеркивания их древности.
9 из 10

«Пыточных дел мастер»

Джин Вулф 

Сай-фай мимикрирующий под героическое фэнтези.

Начал читать роман желая понаблюдать за судьбой и работой палача, но этому посвящена едва ли треть книги. Остальные две трети герой чуть ли не бесцельно (на самом-то деле цель автором поставлена, но ввиду сомнительной мотивации героя, она выглядит сомнительно) блуждает по городу попадая во всяческие унылые передряги. Причем эти путешествия не вызывают никаких эмоций — очередной стотысячный квест Тысячеликого героя (и тут вся изюминка в том, что герой палач исчезает, почти с тем же успехом он мог бы быть деревенским дурачком). Все это в том или ином виде обсасывалось уже множество раз. Да и описаны эти похождения скучно, сюжет местами жестко провисает и безбожно буксует. Отчего последнюю главу я не мог дочитать больше года.
Однако, всю эту тягомотину несколько скрашивает атмосфера и сеттинг. Далекое будущее, в котором человечество стагнировало до уровня средневековья, при этом артефакты былого величия валяются чуть ли не на каждом шагу. Но не мир, ни стиль, ни язык, ни второстепенные персонажи не спасают убогий сюжет.

«Ночь в одиноком октябре»

Роджер Желязны 

Добротное хэллуиновское фэнтези.

Действие романа разворачивается в викторианской Англии. Несколько широко известных фольклорных и литературных персонажей собираются дабы поучаствовать в некой игре связанной с Лавкрафтовскими богами. Впрочем, это вовсе не превращает произведение в фанфик (никому же не придет в голову назвать фанфиком сериал Страшные сказки, где так же эксплуатируются всем известные образы), наоборот, персонажи служат лишь инструментом для истории. И именно поэтому автор никак не раскрывал их характеры, не описывал внешность — всё это истории не нужно.
Что касается сюжета, то он выдался на славу — в меру интригующий, с неожиданными твистами, динамичный и захватывающий. Именно ради него и мистической атмосферы и стоит читать эту книгу.
8 из 10

«Конец Вечности»

Айзек Азимов

Классическая хроноопера.

Айзек Азимов относится к тем классикам фантастам, чьи произведения следует читать в школьном возрасте. Не столько из-за того, что идеи впервые высказанные ими впоследствии были использованы множество раз и оттого кажутся вторичными, сколько из-за крайней наивности их произведений. Впрочем, эта наивность не всегда раздражает, иногда она даже кажется милой и очаровательной. Ровно также милыми и забавными кажутся представления автора о далком будущем с перфолентами и пленочными книгами.
Сюжет на удивление весьма порадовал — уж очень он непростой и закрученный и полностью его я так и не смог предсказать, хотя многие твисты были вполне очевидны. А вот герои сильно огорчили. Протагонист — типичный инфантильный школьник с умом подростка, характером подростка, эмоциями подростка и мотивацией подростка. Читаешь и не понимаешь, как умственно полноценный взрослый человек, прошедший серьезный отбор может творить такие вещи? Впрочем, если читать этот роман в детстве как и должно, то проблем в логике героя будет незаметно.
7 из 10

«Чёрные плащи пляшут»

Яцек Пекара 

Фэнтези чернее чернейшей черноты бесконечности

По возвращению из Праги захотелось угореть по средневековому фентези. Один из сайтов рекомендовал сей роман как хороший образчик дарк фентези со средневековьем и инквизиторами. На самом деле это вовсе никакой не роман, а сборник рассказов. Причем рассказы похожи друг на друга как близнецы-братья - абсолютно одинаковые сюжеты в развязке которых непременно появляется Деус Экс (причем в некоторых рассказах буквально). Это пожалуй главный минус. А в остальном полный порядок: кругом кровь-кишки, говно, моча и рвота; герои беспричинно насилуют и грабят все что можно (а иногда и что нельзя). Короче творится типичный для дарк фентези дичайший чад кутежа и угар во мгле ада, например.
7 из 10

«Посох и шляпа»

Терри Пратчетт 

Юмористическое фентези.

Пратчетт один из моих любимых писателей, а его цикл о Плоском Мире мой самый любимый. Однако не все его части нравятся мне одинаково. Так истории о Ринсвинде и волшебниках как-то сразу не очень мне зашли, а поэтому до сих пор из 8 романов о нем я прочел всего два. Кроме Ринсвинда у меня не читан еще Мойст фон Липвиг по причине его неизданности на русском ("Опочтарение" вышло не так давно) да Тиффани Эйкинг по причине ориентированности сего цикла на школьниц. Так что когда мне внезапно захотелось почитать что-то из творчества сэра Терри, то мой выбор пал на сию книгу.
Посох и шляпа - добротное ироничное фентези полное сатиры и пародий на героическую фентезяку. Юмор на высоте, но вот сюжет где-то посередине провисает. Ну и как водится у Пратчетта шикарные и живые герои с отлично раскрытым внутренним миром.
8 из 10



Кроме вышеназванных романов я удосужился прочитать пару повестей - "Кто ты?" (первоисточник культового фильма "Нечто") и "История твоей жизни" (тоже первоисточник пока еще не очень культового фильма). Кроме того я пытался прочесть еще пару романов, но так и не смог их осилить

«Первый человек в Риме»

Колин Маккалоу

Исторический роман о знаменитом римском полководце и семикратном консуле Гае Марии который под конец жизни спровоцировал гражданскую войну, захватил Рим и устроил экстерминатус своих противников.

Как большой любитель древнеримской тематики я с удовольствием начал читать сей роман. Хотелось с головой погрузиться в атмосферу Aeterna urbs, с его лупанариями и гетерами. По началу, ожидания оправдывались — атмосфера была прекрасно воссоздана, перед нами действительно оживает Рим во всей своей красе и неприглядности. Но чем дальше я читал, тем сильнее вкрадывались сомнения. Вместо войн, легионов и гладиаторских боев идет рассказ о каких-то семейных дрязгах и любовных отношениях.  Конечно, разного рода государственные интриги присутствуют (хоть какая-то отдушина), но вот все военные кампании и сражения проходят мимо упоминаясь лишь вскользь. А еще там есть пенисы. Пенисы повсюду. Буквально на каждой второй странице автор акцентирует свое внимание на МПХ, что несколько смущает. Если она таким образом пытается сублимировать, то могла бы и дальше писать любовные опусы по типу  "Поющие в терновнике", зачем выбирать древнеримскую тематику, можно подобное в любом другом сеттинге описать?
Что характерно впервые я бросил читать этот роман еще в прошлом году, но в этом попробовал таки дожать его до конца. Не вышло.
6 из 10

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» 

Элиезер Юдковский 

Фанфик на тему того, что было бы если бы герои Гарри Поттера иногда включали голову.

Очень часто встречал хвалебные отзывы о сем опусе и в итоге не удержался и решил его прочесть. Начался он вполне неплохо действия и мотивация героев выглядела вполне логично, многие вещи отлично вписывались в мир Роулинг чем-то дополняя и поясняя его. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны. Характеры героев оказались изуродованы до неузнаваемости, бодрый вначале сюжет стал расплываться и провисать, а логика и мотивация  героев начинает высасываться из пальца.
5 из 10

комментариев: 0